Пятница, 18 июня, 2021
Футбол

Поворот не туда. Зачем «Роме» Моуринью?

11
Sport News

Голливудская интрига

В 2020 году «Рома» перешла в руки голливудского продюсера Дэна Фридкина. Кинобизнес — не единственная сфера деятельности американского миллиардера, но именно она сделала его мировой знаменитостью. Это во многом объясняет, почему 56-летний бизнесмен решил вложиться именно в футбол, ведь у большого спорта с кино сегодня очень много общего. Здесь есть и режиссёры, и сценаристы, и актёры разных планов… И, конечно, свои драмы. Фридкин приехал в Рим как опытный постановщик — для того, чтобы сделать из итальянского арт-хауса высокобюджетный блокбастер и заново наполнить зрительские залы.

Весь последний месяц в прессе не утихали разговоры о том, что «Рома» вот-вот сменит главного тренера. Паулу Фонсека до поры до времени неплохо справлялся со своей работой и даже поставил римлянам зрелищную игру, адаптировавшись под требования итальянского футбола, но первостепенной задачи так и не решил: в Лигу чемпионов его команда за два сезона так и не вышла. Основным кандидатом на должность тренера «Ромы» в Италии считался Маурицио Сарри. В какой-то момент местные журналисты писали о переезде бывшего наставника «Юве» в Рим почти как о свершившемся факте: 62-летний специалист, казалось бы, отлично подходил во всех аспектах.

Но Голливуд — это Голливуд: в хорошем сценарии должно быть два крутых сюжетных поворота. Публика, заинтригованная грядущим увольнением Фонсеки, уже было успокоилась, узнав о подписании Сарри, как тут…

Жозе Моуринью, в свой очередь, идеально подготовил сенсацию своими выступлениями перед прессой. Чего-чего, а уж актёрского таланта у португальца точно не отнять: перед камерой он до сих пор держится великолепно, да и реплики подбирает мастерски. Через неделю после увольнения из «Тоттенхэма» Моуринью рассказал журналистам, что хочет сделать перерыв — возможно, на целый сезон! Это заявление сразу показалось несколько странным. Сразу после отставки Жозе говорил, что у него нет необходимости в передышке, а инсайдер The Times Данкан Каслс вскоре доложил, что португалец уже получил предложения от трёх европейских клубов, в числе которых была и «Рома». Да и не очень-то это похоже на Моуринью — делать большие паузы, если они, конечно, не вынужденные. К 58 годам Жозе хоть и начал сдавать позиции, но своих амбиций не растерял.

Моуринью подписал с «Ромой» трёхлетний контракт — до 2024 года. К работе португалец приступит по окончании текущего сезона. Официальное сообщение об этом появилось днём 4 мая — спустя ровно две недели после увольнения Жозе из «Тоттенхэма». Казалось, что найти новую работу после столь оглушительного провала португальцу будет нелегко — во всяком случае, на топ-уровне. Моуринью долго ждал приглашения в «МЮ», ещё дольше — в «Тоттенхэм», а теперь большой футбол мог и вовсе отвернуться от Особенного… Не тут-то было.

«Рома» или «Спартак»?

С точки зрения сценарного мастерства ход Фридкина, конечно, понятен, а вот с футбольной и деловой — не очень. Неделю назад в российской прессе появились абсурдные слухи о том, что переговоры с Моуринью ведёт московский «Спартак», и бывший президент клуба Андрей Червиченко с иронией поддержал эту инициативу. Мол, решение яркое, дерзкое, а «деньги всё равно профукают». Да и уровень Моуринью даже в нынешнем его состоянии явно превосходит уровень РПЛ. То же справедливо и в отношении «Ромы», но — частично. Новость о назначении Особенного взорвала футбольную прессу и обеспечила клубу хорошие медийные рейтинги на ближайшие года эдак полтора уж точно, но вот об остальном в Риме должны были задуматься.

Особенно актуален в случае «Ромы» именно денежный вопрос. Футбольная Италия в целом переживает сейчас глубокий финансовый кризис, и римляне обитают на самом дне долговой ямы. По объёму долгов столичная команда занимает второе место в Серии А после «Интера»: 552 млн евро против 630 млн. В такой печальной ситуации «Рома» оказалась в том числе из-за необдуманных, импульсивных покупок, совершённых в последние годы. Особенно показательным в этом плане было лето 2018 года, когда римляне потратили рекордную для клуба сумму в размере 164 млн евро, но большая часть трат не окупилась: ни Патрик Шик, ни Стивен Нзонзи, ни Джастин Клюйверт, ни Грегуар Дефрель в составе не закрепились.

Главным виновником этого провала был Мончи, проработавший на посту спортивного директора «волков» с 2017 по 2019 годы. Прошлый владелец «Ромы» Джеймс Паллотта избавился от испанского менеджера, растратившего клубный бюджет, но восстановить доверие фанатов не сумел. Римляне и без того были недовольны американским дельцом: тот редко навещал Италию и в целом не питал к клубной культуре особенного уважения. Последней каплей для болельщиков стал конфликт Паллотты с легендарным Франческо Тотти, которого тот бесцеремонно выгнал из клуба.

В своём приветственном послании новый владелец «Ромы» пообещал не повторять ошибок своего предшественника. Прямо этого сказано, конечно, не было, но всё читалось между строк: «Наше присутствие в Риме будет более, чем заметно. Мы абсолютно преданы этому клубу». Фридкин пообещал вновь сделать «Рому» одной из сильнейших команд Европы и подчеркнул, что «предпочитает долгосрочные инвестиции краткосрочным». Словом, новый владелец затеял в Риме по-настоящему серьёзную стройку с далеко идущими перспективами.

Взаимоисключающие параграфы

Каким образом всё сказанное сочетается с назначением Моуринью на пост главного тренера «Ромы»? По мнению Фридкина — отлично, а по мнению других — примерно никак. Официальный комментарий американского босса к новости, опубликованный на сайте клуба, — это одно сплошное противоречие:

«Будучи заслуженным чемпионом, который выигрывал трофеи на всех уровнях, Жозе сможет стать настоящим лидером нашего амбициозного проекта. Назначение Жозе — это важный шаг на пути к тому, чтобы сформировать культуру побед, которая надолго закрепится в нашем клубе».

Интересно, с каких пор Моуринью стал экспертом по долгосрочному планированию? Спору нет, Жозе — действительно эксперт по трофеям, но какой ценой они обычно покоряются португальцу? Если где-то Особенному и удалось заложить основание клубной культуры, так это в «Челси», но по Моуринью тех времён футбольный мир скучает уже очень давно…

С тех пор Особенный оставляет после себя не «устойчивую культуру побед», а «выжженную землю». После работы с Моуринью командам приходится долго восстанавливаться и заново выстраивать свою философию. Проекты Жозе нынче рассчитаны на короткий срок, и в последние годы эта тенденция только усиливается. Если раньше от португальца уставали за три сезона, то в «Тоттенхэме» Моуринью, по выражению игрока «шпор», «высосал всю культуру из клуба» всего за полтора года!

Но самое удивительное — в другом. Из всех клубов, в которых прежде работал Моуринью, «Рома» больше всего напоминает именно «Тоттенхэм», где португалец показал худшие результаты за свою карьеру. Последний трофей римлян, кстати, тоже датируется 2008 годом — «шпоры» тогда взяли Кубок лиги, а «волки» — Кубок Италии. При этом римский клуб располагает ещё меньшими средствами в сравнении с лондонским, и непохоже, что Фридкин собирается резко увеличивать размеры инвестиций: американец даже долги клуба закрывает без особенной спешки.

Жозе, известный трансферными капризами, будет стеснён в «Роме» ещё сильнее, чем в «Тоттенхэме», и ничего хорошего это команде не сулит. Особенно обидно в этой ситуации за римских болельщиков, которым придётся привыкать к пассивной оборонительной игре позднего Моуринью после развесёлого футбола Фонсеки. Но если в «Тоттенхэме» Жозе хотя бы мог опираться на талант Гарри Кейна, через которого и строилась вся игра команды, то в составе «Ромы» у португальца такой суперзвезды не будет. Напротив, Моуринью придётся иметь дело с молодыми игроками вроде Николо Дзаньоло и Мараша Кумбуллы, чей потенциал пока не раскрыт.

На сегодняшний день переход Жозе Моуринью в «Рому» — колоссальный риск, граничащий с безумием. «Тоттенхэму» от португальца нужны были только трофеи, которые тот выигрывал даже в самые плохие времена, и потому назначение Особенного в Лондон имело хотя бы какой-то сиюминутный смысл, пускай и противоречило стратегическим задачам клуба. В «Роме» же то ли не понимают, с кем имеют дело, то ли попросту лукавят. Может быть, Фридкину и не нужны большие победы — лишь бы клуб оставался на слуху? В конце концов, Фридкин — большой продюсер, а не режиссёр. Ему достаточно того, чтобы кино окупалось, а уж какие идеи с собой принесёт режиссёр — это дело второе.

Sport News